Положение о рабочей программе.pdf

Министерство образования и науки РД
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»

«Рассмотрено и принято»
«Согласовано»
на заседании педсовета
зам. директора по УВР
МКОУ «СОШ №1»
_______________________
Протокол № 1____
« 28 » _____08___ 2015
от « 29 » __08_______ 2015

«Утверждено»
директор
МКОУ «СОШ №1»
___________Н.Б. Курбанов
« 01 » _____09_______2015

Положение
о рабочей программе
в общеобразовательном учреждении

2

Муниципальное образование
«Город Кизилюрт»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
1.1.1. нормативными правовыми актами и методическими документами
федерального уровня:
– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" ст.2, п.9;
– Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв.
приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
–

Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от
06.10.2009 № 373;
– Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
– Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
- Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 №1576 «О внесении
изменений в
начального

федеральный
общего

государственный

образования,

образовательный

утвержденный

стандарт

приказом Министерством

образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и
науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 №1578 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего

3

общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и
науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
1.1.2. правоустанавливающими документами и локальными нормативными
актами общеобразовательного учреждения (далее – ОУ):
– Уставом ОУ;
– Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной
аттестации учащихся;
- Положением о домашнем обучении детей на дому;
1.2. Рабочая программа педагога - нормативно-правовой документ школы,
характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога,
определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной
дисциплины, формы, методы и приемы организации образовательного процесса,
основывающийся

на

государственном

образовательном

стандарте,

составляющийся с учетом особенностей школы и особенностей учащихся
конкретного класса.
1.3. Цель рабочей программы - создание условий для планирования,
организации и управления образовательным процессом по определенной учебной
дисциплине.
Задачи программы:
˗

дать

представление

о

практической

реализации

компонентов

государственного образовательного стандарта при изучении учебного предмета;
˗

определить

содержание,

объем,

порядок

изучения

учебной

дисциплины с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного
процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.
1.4. Функции рабочей программы:
˗

нормативная, то есть является документом, обязательным для

выполнения в полном объеме;
˗

целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения

которых эта программа создана;
˗

определения содержания образования: фиксирует состав элементов

содержания, подлежащих усвоению учащимися, а также степень их трудности;

4

˗

процессуальная, то есть определяет логическую последовательность

усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и
условия обучения;
˗

оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания,

объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
2. Технология разработки рабочей программы
2.1.

Рабочая

программа

составляется

учителем-предметником

по

определенному учебному предмету на учебный год или ступень обучения и
обновляется ежегодно.
2.2. Проектирование содержания образования на уровне отдельного
учебного предмета осуществляется индивидуально каждым педагогом в
соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским
видением.
2.3. Допускается разработка рабочей программы коллективом педагогов
одного предметного методического объединения
2.4. Допускается разработка рабочей программы на параллель. Особенности
обучающихся класса учитываются при составлении поурочного планирования и
технологической карты урока.
Решение по пунктам 2.3 и 2.4 должно быть принято коллегиально и
утверждено приказом директора школы.
2.5.

Рабочая

программа

составляется

в

двух

вариантах.

Один

(электронный) является структурным элементом образовательной программы и
размещается на сайте ОУ.
Для административной деятельности заместителя директора по УВР в его
ПК хранится электронный вариант рабочей программы. Печатный вариант
рабочей программы и календарно-тематического планирования хранится у
заместителя директора по УВР.
У учителя, который ведет курс, в печатном варианте находится календарнотематическое планирование, в электронном – рабочая программа и календарнотематическое планирование.

5

2.6. Вести занятия по рабочей программе может любой учитель (не только
автор), представивший на профильном методическом объединении свой подход к
достижению планируемых результатов программы.
2.7. При составлении, принятии и утверждении Рабочей программы должно
быть обеспечено ее соответствие следующим документам:
- федеральному государственному образовательному стандарту;
- примерной программе по учебному предмету (курсу);
- авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию;
- основной образовательной программе ОУ;
- учебно-методическому комплексу (учебникам).
2.8. Рабочая программа является основой для создания учителем
календарно-тематического планирования на каждый учебный год.
2.9. Если в примерной программе не указано распределение часов по
разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в
Рабочей программе по предмету (курсу) распределяет часы по разделам и
темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические
комплекты и индивидуальные особенности учащихся.
2.10.

Рабочая

программа

является

обязательным

документом для

административного контроля полного освоения содержания учебного предмета
учащимися и достижения ими планируемых результатов на базовом и
повышенном уровнях.
2.11. В целях снижения административной нагрузки педагогических
работников внесены изменения в части требований к рабочим программам
учебных предметов.
2.12. Составитель рабочей программы может самостоятельно:
- дополнять перечень изучаемых тем, понятий в рамках раздела (с учетом
требований учебной нагрузки для учащихся);
- раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в ФГОС, в ФКГОС, в
Примерной программе, с той степенью конкретизации и глубины, которая
отвечает реальным условиям преподавания;

6

устанавливать

-

последовательность

изучения

учебного

материала

(например, с учетом структуры используемого УМК, учебного пособия);
- корректировать объем учебного времени, отводимого на изучение
отдельных разделов и тем основной образовательной программы, исходя из их
дидактической значимости, степени сложности усвоения материала учащимися, с
учетом материально-технической базы;
конкретизировать

-

требования

к

результатам

освоения

основной

образовательной программы учащимися;
- включать материал регионального компонента по предмету;
- выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и
технологии обучения и диагностики (контроля) уровня подготовленности
обучающихся;
- дополнять рабочую программу структурными элементами с целью
конкретизации содержания, объема, структуры учебного процесса по изучению
конкретного учебного предмета.
3. Структура, оформление и хранение рабочей программы
3.1. Структура рабочей программы определяется настоящим Положением с
учетом:
-

требований

ФГОС

общего

образования

(в

отношении

ООП,

разработанных в соответствии с ФГОС общего образования);
- локальных нормативных актов, указанных в п. 1.2.
3.2. Компоненты рабочей программы:
– титульный лист (название программы) (приложение №1);
– планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
– содержание учебного предмета, курса;
– тематическое планирование.
3.2.1 Титульный лист должен содержать следующие сведения:
˗

полное наименование образовательного учреждения;

˗

записи согласования, рассмотрения программы;

˗

гриф утверждения программы директором школы с указанием номера

приказа, даты;

7

˗

название учебного курса, для изучения которого написана программа,

указание класса, образовательной области, методического объединения, учебного
года;
˗

срок реализации программы;

˗

фамилия, имя и отчество разработчика программы (одного или

нескольких);
˗

название населенного пункта;

˗

год разработки программы.

3.2.2. «Планируемые образовательные результаты освоения предмета
обучающимися» должны:
- соотноситься с целями и задачами изучения предмета в данном классе.
- соответствовать требованиям ФГОС (личностным, метапредметным,
предметным).
- конкретизировать личностные и метапредметные результаты через
соответствующие УУД. Формируемые УУД могут быть указаны как при изучении
каждой темы, так и на год обучения (для классов, реализующих ФГОС).
- отражать уровневый подход к их достижению: «Ученик научится»,
«Ученик получит возможность научиться».
В рабочих программах для классов, где реализуются требования ФКГОС,
результаты описываются по категориям: «Ученик должен: знать/понимать,
уметь».
3.2.3. "Содержание учебного предмета/ курса" должно соответствовать НОП
ООО, ООП ООО и СОП ООО образовательной организации и содержать
элементы:
- перечень и название раздела и тем курса;
- краткое содержание учебной темы.
3.2.4. "Тематическое планирование" оформляется в виде таблицы и
отражает следующие элементы:
– название раздела / темы;
– количество часов, отводимых на освоение раздела / темы;

8

–

виды

текущих

и

промежуточных

контрольных

мероприятий

(контрольная, лабораторная, практическая работа, зачет, защита проекта и др.) и
их количество, исходя из специфики предмета.
3.2.5

Тематическое

планирование

рабочей

программы

является

основой для создания календарно-тематического планирования учебного
предмета, курса на учебный год. Количество учебных часов по предмету в
рабочей программе должно соответствовать годовому количеству учебных часов
по учебному плану школы на текущий учебный год.
Календарно-тематическое планирование не является частью рабочей
программы. Это документ, регламентирующий деятельность учителя по выполнению
учебной программы по предмету. Календарно-тематическое планирование составляется
учителем на каждый класс в соответствии с рабочей программой по учебному предмету,
разработанной учителем и согласуется с заместителем директора по учебновоспитательной работе.
В течение учебного года по необходимости допускается корректировка
календарно-тематического планирования учителем. Все изменения согласуются с
заместителем директора по УВР или директором.
Календарно-тематическое планирование оформляется оформляется по
образцу, аккуратно, в соответствии с эстетическими требованиями, без исправлений,
выполняется на компьютере, форматируется в редакторе Word, листы формата А4 в
виде таблицы, шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный. Не допускается сокращений слов темы, запись одинаковых тем более двух
уроков подряд. Обязательно записывать тему при указании форм контрольных уроков:
диктант, контрольная работа, изложение, сочинение и их виды (выборочный диктант,
контрольный диктант, творческий диктант, словарный диктант), тест.
Применяется сплошная нумерация уроков с целью демонстрации соответствия
количества часов рабочей программы и учебного плана или отдельно для каждого
раздела.
При проведении и заполнении классного журнала делается запись фактического
проведения урока. В случае планирования блока уроков дата проведения определяется

9

на каждое занятие. Необходимое требование: совпадение дат урока по плану, по
фактическому проведению и по записи в классном журнале.
Примерная структура календарно-тематического планирования:
- № - номер урока;
- темы отдельных уроков, расположенные в последовательности и в
соответствии с логикой изучения учебного материала, количество часов, отводимое на
изучение темы; название раздела / темы, количество часов, отводимых на их изучение,
выносится в отдельную строку;
- дата проведения по плану;
- дата проведения по факту.
3.3. Рабочая программа оформляется в электронном и печатном варианте.
3.4. Электронный вариант рабочей программы хранится в ПК для
административной деятельности заместителя директора по УВР и размещается на
сайте ОУ.
3.5. Рабочая программа должна быть оформлена по образцу, аккуратно, в
соответствии с эстетическими требованиями, без исправлений, выполнена на
компьютере, форматируется в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль
14, межстрочный интервал - 1,5, выравнивание по ширине, разметка страницы:
левое поле 2 см, правое, верхнее и нижнее – 1 см; центровка заголовков и абзацы
в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4; таблицы
встраиваются

непосредственно

в

текст.

Планируемые

образовательные

результаты, тематическое и календарно-тематическое планирование (см. п. 3.2.4,
3.2.5 Положения) представляются в виде таблицы (Приложение 2).
3.6. Страницы программы нумеруются. Титульный лист считается первым,
но не нумеруется, так же как и листы Приложения.
3.7. Печатная версия рабочей программы подлежит хранению в течение
всего периода ее реализации в кабинете заместителя директора по УВР.

4. Порядок рассмотрения и утверждения рабочей программы

10

4.1. Разработка и утверждение Рабочей программы по учебному предмету
(курсу) относится к компетенции ОУ и реализуется ей самостоятельно.
4.2. Рабочая программа учебного предмета, курса рассматривается на
заседании методического объединения учителей, согласовывается с заместителем
директора

по

учебно-воспитательной

работе,

принимается

на

заседании

педагогического совета, утверждается руководителем ОУ в срок до 1 сентября
текущего года.
4.3.

Руководитель ОУ вправе провести экспертизу рабочих программ

непосредственно в ОУ или с привлечением внешних экспертов на соответствие
требованиям
примерной

федерального
программе

государственного

учебного

предмета,

образовательного
утвержденной

стандарта,

Министерством

образования и науки РФ (авторской программе, прошедшей экспертизу и
апробацию); федеральному перечню

учебников; положению о разработке

рабочих программ ОУ.
4.4. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям,
директор ОУ накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием
конкретного срока.
4.5. Решение о внесении изменений в рабочие программы рассматривается и
принимается на педагогическом совете ОУ, утверждается директором ОУ.
4.6. Утвержденные рабочие программы являются составной частью
основной образовательной программы ОУ, входят в обязательную нормативную
локальную документацию ОУ, публикуются на официальном сайте ОУ.
4.7. Администрация ОУ осуществляет контроль реализации рабочих
программ в соответствии с планом внутренней системы оценки качества
образования.
4.8.

ОУ

несет

ответственность

законодательством в образовании

в

соответствии

с

действующим

за реализацию не в полном объеме

образовательных программ в соответствии с учебным планом и календарным
учебным графиком.
5. Порядок внесения изменений в рабочую программу

11

5.1. Изменения в рабочую программу вносятся в связи с необходимостью
корректировки сроков ее выполнения по следующим причинам:
– карантин;
– отсутствие педагога длительное время по уважительной причине.
5.2.

В

руководитель

случае
ОУ

необходимости

издает

приказ

о

корректировки
внесении

рабочих

изменений

в

программ
основную

образовательную программу в части корректировки содержания рабочих
программ.
5.3. Корректировка рабочей программы может быть осуществлена
посредством:
– укрупнения дидактических единиц;
– сокращения часов на проверочные работы;
– оптимизации домашних заданий;
–

вывода

(в

старших

классах)

части

учебного

материала

на

самостоятельное изучение по теме с последующим контролем.
5.4. Не допускается уменьшение объема часов за счет полного исключения
тематического раздела из программы.
5.5. Корректировка рабочих программ проводится согласно срокам и
порядку, установленным в приказе руководителя о внесении изменений в ООП.

12
Приложение 1

«Рассмотрено»
Руководитель МО
_______/ _____________/
Протокол № ___
от «__»_____20__ г.

«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
_______/________________/

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ «СОШ №1»
_________/Н.Б. Курбанов/
Приказ № ______
от «____» ________20__ г.

«____»_____20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет
Класс
Образовательная область
МО
Учебный год
Срок реализации программы
Учитель (ФИО)

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _______
от « »________20__ г.

г. Кизилюрт, 201__ г.

от

13
Приложение 2

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
№
1.
2.
3.
4.
5.

Нормативные документы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№

Авторы

Название

Год
Издательство
издания

1
2
3

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРЕДМЕТА, КУРСА (ФГОС)

Метапредметные

Личностные

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

Предметные

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

14

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРЕДМЕТА, КУРСА (ФК ГОС)
Знать / понимать
Уметь

Раздел / тема

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
(из ООП)
Содержание

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Примерное
количество
часов

Вид контроля
Тема раздела

1
2
3
4
5
6
7
8
Всего за год:
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ

№
1
2

№
урока

День
недели

(промежуточная аттестация)
Тема

Дата
проведения
класс класс

15
3

РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА УРОКОВ
К КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНУ
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть

I полугодие
II полугодие

Всего

Всего

Всего

Календарно-тематическое планирование курса рассчитано на 34 учебные недели при
количестве ___ урока (ов) в неделю, всего ___ уроков. При соотнесении прогнозируемого
планирования с составленным на учебный год расписанием и календарным графиком
количество часов составило ___ уроков.
Если вследствие непредвиденных причин количество уроков изменится, то для
выполнения государственной программы по предмету это изменение будет компенсировано
перепланировкой подачи материала.
ПРИНЯТЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
КР
Рр
ТС
КСД
ЛР
ПР

Контрольная работа
Развитие речи
Тестирование
Контрольный словарный диктант
Лабораторная работа
Практическая работа
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Вид контроля
Тема урока

Факт

План

Факт

Дата
класс
класс
План

№

Тема:
1
2

Кол-во
часов
_____ ч.
_____ ч.
_____ ч.

КР

РР

Т

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (7234) 2-17-90

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».