1. Предметные результаты освоения учебного предмета, курса Структура и содержание планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования адекватно отражают требования Стандарта, передают специфику образовательного процесса, соответствуют возрастным возможностям обучающихся. Достижение планируемых результатов освоения обучающимися основной программы основного общего образования учитывается при оценке результатов деятельности образовательного учреждения, педагогических работников. Достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по завершении обучения. В соответствии со Стандартом к числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы относятся: Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются: • проявление познавательного интереса и активности в данной области предметной технологической деятельности; • мотивация учебной деятельности; •овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда; • самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах; • нравственно – эстетическая ориентация; • реализация творческого потенциала в духовной и предметно практической деятельности; • развитие готовности к самостоятельным действиям; • воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; • гражданская идентичность; • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности; • экологическое сознание. Метапредметными результатами освоения курса являются: • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; • определение адекватных имеющимся организационным и материальнотехническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий; • моделирование технических объектов и технологических процессов; • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость; • общеучебные и логические действия; • исследовательские и проектные действия; • осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и принципам; • выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач; • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда. 2 Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются: В познавательной сфере: • рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации при проектировании и создании объектов труда; • оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения; • ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда; • владение алгоритмами и методами решения организационных и техникотехнологических задач; • классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства; • распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; • владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации; • применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; • применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов. В трудовой сфере: • планирование технологического процесса и процесса труда; • подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; • проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда; • подбор инструментов и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов; • проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ; • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений; • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены; • соблюдение трудовой и технологической дисциплины; • обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда; • выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; • подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учётом областей их применения; • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; • выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления; • документирование результатов труда проектной деятельности; 3 • расчёт себестоимости продукта труда; • примерная экономическая оценка возможностей прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг. В мотивационной сфере: • оценивание своей способности и готовности к труду и конкретной предметной деятельности; • оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности; • выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения; • выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности; • осознание ответственности за качество результатов труда; • наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда. В эстетической сфере: • дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ; • моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ; • разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда; • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и научной организации труда; • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды. В коммуникативной сфере: • формирование рабочей группы для выполнения проекта с учётом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива; • выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации; • оформление коммуникационной и технологической документации с учётом требований действующих нормативов и стандартов; • публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги; • разработка вариантов рекламных образцов, слоганов и лейблов; • потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы. В физиолого-психологической сфере: • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнение операций с помощью машин и механизмов; • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций; • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учётом технологических требований; • сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности. 4 2. Содержание учебного предмета, курса Основным видом деятельности учащихся, изучающих предмет «Технология» по направлению «Технологии ведения дома», является проектная деятельность. В течение учебного года учащиеся выполняют четыре проекта в рамках содержания четырех разделов программы: «Технологии домашнего хозяйства», «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов» и «Художественные ремесла», а к концу учебного года – комплексный творческий проект, объединяющий проекты, выполненные по каждому разделу. Содержание раздела «Электротехника» в 5-7 классах изучается совместно с изучением содержания раздела «Технологии домашнего хозяйства». По каждому разделу учащиеся изучают основной теоретический материал, осваивают необходимый минимум технологических операций, которые в дальнейшем позволяют выполнить творческие проекты. В обучении школьников используются информационные и коммуникационные технологии, позволяющие расширить кругозор обучающихся за счет обращения к различным источникам информации, в том числе сети Интернет; применение при выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, дающих возможность проектировать интерьеры, выполнять схемы для рукоделия, создавать электронные презентации. В содержании программы сквозной линией проходят вопросы экологического и эстетического воспитания школьников, знакомство их с различными профессиями. Новизной данной программы является новый методологический подход, направленный на здоровьесбережение школьников. Эта задача может быть реализована прежде всего на занятиях по кулинарии. В данный раздел включены лабораторно-практические работы по определению качества пищевых продуктов как органолептическим, так и лабораторными методами с использованием химических реагентов экспресс-лаборатории. Это занятие способствует формированию у школьников ответственного отношения к своему здоровью, поскольку часто неправильное питание приводит к большому количеству серьезных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ. В содержании данного курса сквозной линией проходит экологическое воспитание и эстетическое развитие школьников при оформлении различных изделий: от кулинарных блюд до изделий декоративно-прикладного искусства. При изучении всего курса у учащихся формируются устойчивые безопасные приемы труда. Тема «Свойства текстильных материалов» знакомит учащихся с новыми разработками в текстильной промышленности: волокнами, тканями и неткаными материалами, обладающими принципиально новыми технологическими, эстетическими и гигиеническими свойствами. В раздел «Художественные ремесла» включены новые технологии при изучении направления «Технологии ведения дома» наряду с общеучебными умениями учащиеся овладевают целым рядом специальных технологий. Все это позволяет реализовать современные взгляды на предназначение, структуру и содержание технологического образования. Оформление интерьера (8ч) Основные теоретические сведения Планировка жилого дома. Экологические материалы. Зонирование помещений жилого дома. Композиция в интерьере: виды композиции, ритм. Декоративное оформление интерьера (цвет, отделочные материалы, текстиль). Использование комнатных растений в интерьере, их декоративная ценность и влияние на микроклимот помещения. Практические работы 5 Творческий проект «Растения в интерьере комнаты». Кулинария (12ч) Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря (4ч) Основные теоретические сведения Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря. Возможности кулинарного использования рыбы разных видов. Технология и санитарные условия первичной и тепловой обработки рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции. Практические работы Подбор инструментов и оборудования для разделки рыбы. Определение свежести рыбы органолептическим методом. Первичная обработка чещуйчатой рыбы. Варка и жарение рыбы в целом виде, звеньями, порционными кусками. Определение готовности блюд из рыбы. Блюда из мяса и мясных продуктов (4ч) Основные теоретические сведения Понятие о пищевой ценности мяса. Виды мяса и мясных продуктов. Технология подготовки мяса к ттепловой обработке. Санитарные требования при обработке мяса. Технология разделки и приготовления блюд из птицы. Практические работы Определение доброкачественности мяса. Приготовление блюд из мяса. Приготовление блюд из птицы. Приготовление первых блюд (1ч) Основные теоретические сведения Технология приготовления первых блюд. Классификация супов. Практические работы Приготовление заправочного супа. Сервировка стола к обеду. Этикет (3ч) Основные теоретические сведения Понятие о калорийности продуктов. Правила сервировки стола к обеду. Правила поведения за столом. Практические работы Творческий проект «Приготовление воскресного обеда». Создание изделий из текстильных материалов (30ч) Элементы материаловедения (1ч) Основные теоретические сведения Текстильные материалы из химических волокон и их свойства. Способы получения химических волокон. Практические работы Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон. Конструирование швейных изделий (11ч) Основные теоретические сведения Виды плечевой одежды. Традиционная плечевая одежда (национальный костюм). Конструирование плечевой одежды. Общие правила снятия мерок для построения чертежа плечевой одежды. Практические работы Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование швейного изделия. Швейные ручные работы (2ч) Основные теоретические сведения 6 Инструменты, приспособления для выполнения ручных работ. Правила и техника безопасности при работе с иголками, булавками, ножницами. Ручные строчки и стежки, виды ручных строчек и стежков. Размер стежков, ширина шва. Технические условия при выполнении ручных работ. Терминология ручных работ. Практические работы Изготовление образцов ручных стежков и строчек. Элементы машиноведения (2ч) Основные теоретические сведения 3. Тематическое планирование Темы раскрывающие Основное содержание по темам (входящие) данный раздел программы и число часов, 7 отводимых на данный раздел Раздел 1. Оформление интерьера (8ч) Тема 1. Вводный урок. ПлаПланировка жилого дома. Экологические манировка и интерьер жилого териалы. Зонирование помещений жилого дома. дома (2ч) Композиция в интерьере: виды композиции, ритм. Декоративное оформление интерьера (цвет, отделочные материалы, текстиль). Тема 2. Комнатные растеИспользование комнатных растений в интения. Обоснование проекта рьере, их декоративная ценность и влияние на мик«Растения в интерьере жи- роклимат помещения. лого дома» (2ч) Этапы проектирования, цель и задачи проектной деятельности. Подготовка доклада к защите проекта. Характеристика основных видов деятельности учащихся Находить и представлять информацию по истории интерьера народов мира. Знакомиться с функциональными, эстетическими, санитарногигиеническими требованиями к интерьеру. Выполнять эскизы интерьера жилого дома. Выполнять эскизы элементов декоративного оформления интерьера жилого дома. Выполнение эскиза интерьера жилого дома. Выполнение творческого проекта «Растения в интерьере комнаты». Тема 3.Творческий проект Этапы проектирования, цель и задачи проВыполне«Растения в интерьере жи- ектной деятельности. Подготовка доклада к защите ние творческого лого дома» (2ч) проекта. проекта «Растения в интерьере комнаты». Тема 4.Защита проекта «Растения в интерьере жилого дома» (2ч) Правила защиты проекта. Раздел 2.Кулинария (12ч) Тема 1. Рыба. Пищевая ценПонятие о пищевой ценности рыбы и нерыбность, технология первич- ных продуктов моря. Возможности кулинарного исной и тепловой кулинарной пользования рыбы разных видов. Технология и саобработки рыбы. (2ч) нитарные условия первичной и тепловой обработки рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции. Анализ по предложенным критериям. Защита проекта. Подбор инструментов и оборудования для разделки рыбы. Определение свежести рыбы органолептическим методом. Первичная обработка рыбы. Варка и жарение рыбы в целом 8 виде, звеньями, порционными кусками. Определение готовности блюд из рыбы. Тема 2. ПР. «Приготовление Технология и санитарные условия первичной Варка и блюда из рыбы» (2ч) и тепловой обработки рыбы. Условия и сроки хра- жарение рыбы в нения рыбной продукции. целом виде, звеньями, порционными кусками. Определение готовности блюд из рыбы. Находить рецепты блюд, отвечающие принципам рационального питания. Тема 3. Мясо. Пищевая Понятие о пищевой ценности мяса. Виды мяОпределеценность, технология пер- са и мясных продуктов. Технология подготовки мяса ние доброкачевичной и тепловой кули- к тепловой обработке. Санитарные требования при ственности мяса. нарной обработки мяса(2ч) обработке мяса. Технология разделки и приготовле- Приготовление ния блюд из птицы. блюд из мяса. Приготовление блюд из птицы. Тема 4. ПР. «Приготовления Технология подготовки мяса к тепловой обОпределеблюда из мяса»(2ч) работке. Санитарные требования при обработке мя- ние доброкачеса. Технология разделки и приготовления блюд из ственности мяса. птицы. Приготовление блюд из мяса. Приготовление блюд из птицы. Тема 5. Супы. Технология Технология приготовления первых блюд. Приготовприготовления первых Классификация супов. ление заправочноблюд (1ч) го супа. Тема 6. Сервировка стола к обеду. Этикет. Творческий проект «Приготовление воскресного обеда»(1ч) Тема 7. ПР. Творческий проект «Приготовление воскресного обеда»(2ч) Понятие о калорийности продуктов. Правила Выполнять сервировки стола к обеду. Правила поведения за сервировку стола к столом. Подготовка доклада к защите проекта. обеду Особенности сервировки стола к обеду. Выполнять Набор столовых приборов и посуды. Способы скла- сервировку стола к дывания салфеток. Правила пользования столовыми обеду приборами. Выполнять Подача готовых блюд к столу. сервировку различных видов праздничного стола (по бригадам). Защита проекта. 9 Раздел 3. Создание изделий из технических материалов (30ч) Тема 1. Элементы материаТекстильные материалы из химических волоИзучение ловедения (1ч) кон и их свойства. Способы получения химических свойств текстильволокон. Виды нетканых материалов. ных материалов из химических волокон. Определять состав тканей по их свойствам. Тема 2. Конструирование Краткие сведения из истории одежды. Сошвейных изделий (11ч) временные направления моды. Народный костюм как основа в построении современных форм одежды. Типовые фигуры и размерные признаки фигуры человека. Особенности строения мужской, женской и детской фигуры. Основные точки и линии измерения фигуры человека. Мерки, необходимые для построения чертежа плечевого изделия, правила их измерения, условные изображения. Прибавки и их роль в свободном облегании фигуры Последовательность построения чертежа плечевого изделия в М 1:4 и по своим меркам. Расчетные формулы, необходимые для построения чертежей основы швейных изделий Способы моделирования плечевого изделия. Выбор ткани и художественной отделки изделия. Художественное оформление. Определение количества ткани на изделие. Поиск в Интернете современных моделей, построение выкроек. Подготовка выкройки к раскрою. Тема 3. Швейные ручные Инструменты, приспособления для выполнеработы (2ч) ния ручных работ. Правила и техника безопасности при работе с иголками, булавками, ножницами. Ручные строчки и стежки, виды ручных строчек и стежков. Размер стежков, ширина шва. Технические условия при выполнении ручных работ. Терминоло- Анализировать особенности фигуры человека различных типов и направления моды Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений. Строить чертеж швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий. Рассчитывать количество ткани на изделие. Моделировать выбранный фасон швейного изделия по чертежу его основы. Выполнять подготовку выкройки выбранного фасона швейного изделия к раскрою Изготовление образцов ручных стежков и строчек. 10 гия ручных работ. . Тема 4. Элементы машиноМашинные иглы: устройство, подбор, замена. Замена ведения (2ч) Дефекты машинной строчки и их устранение. Уход швейной иглы. за швейной машиной. Приспособления к швейной Выполнение обмашине. разцов швов (обтачного и обтачного в кант). Регулировать качество машинной строчки для различных видов тканей. Анализировать причины возникновения дефектов машинной строчки и находить способы их устранения. Овладевать безопасными приемами труда Тема 5. Проект «Наряд для Примерка швейного изделия и устранение Подготовка семейного обеда» (14ч) дефектов. Способы обработки проймы и горловины, ткани к раскрою. застёжек. Обработка плечевых, боковых срезов. Раскладка выкройПодготовка доклада к защите проекта. ки, обмеловка и раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткань. Выкраивание подкройной обтачки. Обработка горловины швейного изделия. Стачивание деталей и выполнение отделочных работ. Контроль и оценка качества готового изделия. Защита проекта. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки. Раздел 5. Художественные ремёсла (18ч) 11 Тема 1. Вязание крючком и Ассортимент вязанных изделий в современПодбор спицами (8ч) ной моде. Инструменты и материалы для вязания. крючка и спиц в Схемы для вязания, условные обозначения соответствии с пряжей. Основные способы вязания крючком полотна, по кругу. Набор петель спицами, вязание лицевых и изнаночных петель, кромочных петель. Закрытие петель последнего ряда. Создание схем для вязания с помощью компьютера. Выполнение проекта. Тема 2. Творческий проект Традиционные виды рукоделия и декораЗащита «Вяжем аксессуары крюч- тивно-прикладного творчества. Подготовка докла- проекта «Вяжем ком и спицами» (10ч) да к защите проекта. аксессуары крючком и спицами». Раздел 5. Резерв (2ч) Тема 1.Резерв (2ч) Итоги работы за год, планирование работы Отзывы учся о проделанной работе, подведение итогов Машинные иглы: устройство, подбор, замена. Дефекты машинной строчки и их устранение. Уход за швейной машиной. Приспособления к швейной машине. Практические работы Замена швейной иглы. Выполнение образцов швов (обтачного и обтачного в кант). Проект «Наряд для семейного обеда» (14ч) Основные теоретические сведения Примерка швейного изделия и устранение дефектов. Способы обработки проймы и горловины, застёжек. Обработка плечевых, боковых срезов. Подготовка доклада к защите проекта. Практические работы Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки, обмеловка и раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткань. Выкраивание подкройной обтачки. Обработка горловины швейного изделия. Стачивание деталей и выполнение отделочных работ. Контроль и оценка качества готового изделия. Защита проекта. Художественные ремёсла (18ч) Вязание крючком и спицами (8ч) Творческий проект «Вяжем аксессуары крючком или спицами» (10ч) Основные теоретические сведения Ассортимент вязанных изделий в современной моде. Инструменты и материалы для вязания. Схемы для вязания, условные обозначения. Практические работы 12 Подбор крючка и спиц в соответствии с пряжей. Основные способы вязания крючком полотна, по кругу. Набор петель спицами, вязание лицевых и изнаночных петель, кромочных петель. Закрытие петель последнего ряда. Создание схем для вязания с помощью компьютера. Выполнение и защита проекта «Вяжем аксессуары крючком и спицами». 13.Образовательные ресурсы сети Интернет. Выпускник научится: рыбы и мяса,супы, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы. Выпускник получит возможность научиться: анизма; отребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов в целях сохранения в них питательных веществ; мить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом; влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека; сферы на окружающую среду и здоровье человека. Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» Выпускник научится: чных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией; -тепловую обработку швейных изделий. Выпускник получит возможность научиться: -прикладного искусства, региональных народных промыслов; Раздел «Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности» Выпускник научится: ть и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта; ами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите. Выпускник получит возможность научиться: 13 нных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий; давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда. Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение» Выпускник научится: построению двух-трёх вариантов личного профессионального плана и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда. Выпускник получит возможность научиться: рудоустройства; ания; ьской деятельности. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся. Обращение с устройствами ИКТ Выпускник научится: 1.Подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы; 2.Соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства) с использованием проводных и беспроводных технологий; 3.Правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать с ней, выполняя базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выведение, прямое перемещение, запоминание и вырезание); 4.Осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет; 5.Входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты; 6.Выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами; 7.Соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами. Выпускник получит возможность научиться: 1.Осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком. Система универсальных учебных действий (УУД) Учебная деятельность на уроках технологии, имеющая практикоориентированную направленность, предполагает освоение учащимися совокупности знаний по теории (понятия и термины), практике (способы и технологии выполнения изделий), способам осуществления учебной деятельности (применение инструкции, выполнение изделия в соответствии с правилами и технологиями), что обусловливает необходимость формирования широкого спектра УУД. 14 Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках и продолжать в основной школе. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями: • состояние здоровья детей; • успеваемость по основным предметам; • уровень развития речи; • степень владения русским языком; • умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы; • стремление принимать и решать учебную задачу; • навыки общения со сверстниками; • умение контролировать свои действия на уроке Личностные результаты изучения предмета: проявление познавательного интереса и активности в данной области предметной технологической деятельности; 15 мотивация учебной деятельности; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда; самоопределение в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности; смыслообразование (установление связи между мотивом и целью учебной деятельности); самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации; нравственно-эстетическая ориентация; реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности; развитие готовности к самостоятельным действиям; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; гражданская идентичность (знание своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, эмоционально положительное принятие своей этнической идейности); проявление технико-технологического и экономического мышления; экологическое сознание (знание основ здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам). Метапредметные результаты изучения курса: познавательные УУД: алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; определение адекватных имеющимся организационным и материальнотехническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по сознанию технических изделий; моделирование технических объектов и технологических процессов; выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; общеучебные и логические действия (анализ, синтез, классификация, наблюдение, построение цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование); исследовательские и проектные действия; осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач; формулирование определений понятий; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; коммуникативные УУД: умение работать в команде, учитывая позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения; 16 владение речью; регулятивные УУД: целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; самоорганизация учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, самокоррекция, волевая регуляция, рефлексия); саморегуляция. Предметные результаты освоения курса предполагают сформированность следующих умений: • осуществлять поиск и рационально использовать необходимую информацию в области оформления помещения, кулинарии и обработки тканей для проектирования и создания объектов труда; • разрабатывать и оформлять интерьер жилого помещения, интерьер с комнатными растениями в интерьере; • работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями, проводить первичную и тепловую кулинарную обработку рыбы, мяса, птицы, готовить первые блюда, сервировать стол к обеду; • заменять машинную иглу, устранять дефекты машинной строчки, использовать приспособления к швейной машине; • выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: обтачной и обтачной в кант; • читать и строить чертёж плечевого швейного изделия с цельнокроёным рукавом, снимать мерки, записывать результаты измерений, выполнять моделирование, подготавливать выкройку к раскрою; • подготавливать ткань к раскрою, переносить контурные и контрольные линии на ткань, выполнять раскрой изделия, обработку горловины, застёжки, обрабатывать боковые срезы обтачным швом, определять качество готового изделия; • подготавливать материалы и инструменты для вязания крючком и спицами, читать условные обозначения,схемы узоров для вязания крючком и спицами, вязать изделия крючком и спицами;