Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса составлена на основе авторской
программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов под
общей редакцией В.Н.Латчука (Москва «Дрофа» 2017 г.). УМК: Предполагаемая
программа рассчитана на изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 9
классе в течение 34 часов учебного времени. Минимальное количество часов в неделю 1
час.
I.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
Личностные результаты:
• усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на
транспорте;
• формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа
жизни;
• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального
российского общества, воспитание патриотизма, чувства
ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
к саморазвитию и самообразованию,
Осознанному выбору профессии и построению индивидуальной траектории
дальнейшего образования;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общества, учитывающего социальное, культурное, языковое и
духовное многообразие современного мира;
• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и
сообществах;
• развитие правового мышления и компетентности при решении моральных
проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к
окружающей среде;
• формирование основ финансовой грамотности и усвоение правил безопасного
поведения в сфере финансовых отношений;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления и
поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни,
осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить
перед собой новые задачи
в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах
деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с
прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и
корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;
• умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области
безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;
• овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения,
основам и самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;
• умение
формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности,
анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних
опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека;
• умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные
подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, опасных и
чрезвычайных ситуациях;
• освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и
чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• умение работать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов;
• умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей при решении различных учебных и познавательных задач;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности;
• формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять
его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной
ориентации.
Предметные результаты:
• формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на
основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства
от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
• формирование убеждения в необходимости безопасного, здорового и разумного
образа жизни;
• понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности
для личности и общества;
• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и
терроризма;
• понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
• формирование установки на здоровый и разумный образ жизни, исключающий
употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение и нанесение иного вреда здоровью;
• формирование
антиэкстремистской и антитеррористической личностной
позиции;
• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного
и социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности,
общества и государства;
• знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,
умение применять их на практике;
• умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;
• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным
признакам, а также на основе информации из различных источников;
• умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с
учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• овладение основами экологического проектирования безопасной
жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на
территории проживания.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
1. Основы безопасности личности, общества и государства. Современный
комплекс проблем безопасности.
Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Краткое содержание основных правовых актов.
Угрозы национальной безопасности Российской Федерации.
Понятие о
национальной безопасности и основные направления ее обеспечения.
Международный терроризм. Понятие о терроризме. Цели террористических
организаций. Типы терроризма и их характеристика.
Террористическая и экстремистская деятельность.
Наркотизм и национальная безопасность. Понятие о наркотизме, наркомании.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности. Понятие о
гражданской обороне.
Цели, задачи и структура РСЧС.
Режимы функционирования, силы и средства РСЧС.
Международное гуманитарное право. Сфера применения и ответственность за
нарушение норм.
Защита раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, медицинского и
духовного персонала. Правовая защита раненых, больных и потерпевших
кораблекрушение.
Защита военнопленных и гражданского населения.
Защита от мошенников. Уголовная ответственность за мошенничество.
Безопасное поведение девушек.
Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях. Пути выхода
из конфликтных ситуаций.
Своевременная уплата налогов — долг каждого гражданина России. Источники
финансового обеспечения деятельности государства.
Защита от финансового мошенничества.
Основы безопасности при пользовании услугами банков.
Страхование как защита от рисков в финансовой сфере.
2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи.
Профилактика травм в старшем школьном возрасте.
Причины травматизма и пути его предотвращения.
Безопасное поведение дома и на улице.
Безопасное поведение в школе, на занятиях физкультурой и спортом.
Профилактика осложнения ран. Асептика и антисептика.
Травмы головы, позвоночника и спины.
Экстренная реанимационная помощь.
Основные инфекционные заболевания.
3.Основы здорового образа жизни. Здоровье и здоровый образ жизни.
Здоровье человека.
Здоровый образ жизни как путь к достижению высокого уровня здоровья и
современные методы оздоровления.
Факторы риска во внешней среде и их влияние на внутреннюю среду организма
человека и его здоровье.
Понятие личной гигиены. Гигиена кожи и одежды.
Гигиена питания и воды.
Гигиена жилища и индивидуального строительства.
Физиологическое и психологическое развитие подростков. Особенности
физиологического развития в период полового созревания.
Роль взаимоотношений в формировании репродуктивной функции.
Виды конфликтов. Правила поведения в конфликтных ситуациях.
Суицидальное поведение в подростковом возрасте. Понятие о суициде.
Курение табака и его влияние на здоровье.
Употребление алкоголя. Алкоголь и его влияние на здоровье человека.
Наркомания и токсикомания. Понятие о наркомании и токсикомании.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ.
№
урока
Названия разделов, тем, уроков
Кол-во
часов
§§ урока
Формы
контроля
на уроке
Практическо
е
прохождение
программы
Основы безопасности личности, общества и государства (14 ч.)
Глава 1. Современный комплекс (5 ч.)
1
1.Правовые
основы
обеспечения 1
§1, с. 6-9, с 9
Фронтальный
безопасности личности, общества и
вопросы
и
опрос
государства.
задания №1-4.
2
2.Угрозы национальной безопасности 1
§2, с. 10-11, с.11
Фронтальный
Российской федерации
вопросы
опрос
и задания №1-7.
3.Международный
3
терроризм
как
угроза 1
§3, с.12-14, с.14
Фронтальный
национальной безопасности.
вопросы
опрос
и задания №1-5.
4.Наркотизм
4
и национальная безопасность.
1
§4, с.14-16, с.16
Фронтальный
вопросы №1-5.
опрос
5.Гражданская
5
оборона как составная часть 1
§5, с. 17-19, с.19
Проверочная
национальной безопасности.
вопросы №1-6.
работа
Глава 2. Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС) (3 ч.)
6
1.Цели, задачи и структура РСЧС.
1
§6, с. 20-27, с.27
Фронтальный
вопросы №1-5.
опрос
7
2.Режимы функционирования, силы и 1
§7, с. 28-38, с.38
Фронтальный
средства РСЧС.
вопросы №1-7 и
опрос
задание №1.
8
3.Режимы функционирования, силы и 1
§7, с. 28-38, с.38
Проверочная
средства РСЧС.
вопросы №1-7 и
работа
задание №1.
Глава 3. Международное гуманитарное право (3 ч.)
1. Правила безопасного поведения при 1
§8, с. 37-40, с.40
Фронтальный
9
взрывах и пожарах.
вопросы №1-3.
опрос
10 2. Защита
раненых,
больных, 1
§9, с.
40-47,
потерпевших
кораблекрушение,
с.47 вопросы
Фронтальный
медицинского и духовного персонала.
№1-2
и
опрос
задание №2.
11 3.Защита военнопленных и гражданского 1
§10, с.
48-53,
Проверочная
населения.
с.53
вопроси
работа
задания №3-4.
Глава 4. Безопасное поведение в криминогенных ситуациях ( 3ч.)
12 1.Защита от мошенников.
1
§11, с.
55-60,
с.60
вопросы
Фронтальный
№1-2
и
опрос
задание №5.
13 2.Безопасное поведение девушек.
1
§12, с.
61-69,
Фронтальный
с.69
вопросы
№1-4
и
задание №6.
14
15
16
17
18
19
§13, с.
69-75,
3.Психологичсекие
основы 1
с.75
вопросы
самозащиты
в
криминогенных
Проверочная
№1-3
и
ситуациях.
Пути
выхода
из
работа
задания №7-10.
конфликтной ситуации.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи (7 ч.)
Глава 5. Профилактика травм в старшем школьном возрасте (3 ч.)
§14, с. 78-89, с.89 вопросы
1.Причины травматизма и пути его
Фронтальный опрос
№1-6.
предотвращения.
2.Безопасное поведение дома и на 1 §15, с. 89-94, с.94 вопросы
Фронтальный опрос
№1-5.
улице.
3.Безоапсное поведение в школе, на 1 §16, с. 94-99, с.99 вопросы
Проверочная работа
№1-4.
занятиях физкультурой и спортом.
Глава 6. Основы медицинских знаний (4 ч.)
1.Профилактика осложнений
ран. 1 §17, с. 100-103, с.104
Фронтальный опрос
вопросы №1-4.
Асептика и антисептика.
с.107
2.Травмы головы, позвоночника и 1 §18, с.103-107,
вопросы
№1-5
и
Фронтальный опрос
спины.
3.Экстренная
20
реанимационная помощь.
1
4.Основные
21
неинфекционные заболевания.
1
22
23
24
задания №11-12.
§19, с.108-117,
с.118
вопросы №1-6 и задания
№13-14.
§20, с.117-119,
с.120
вопросы №1-7.
Основы здорового образа жизни (14 ч.)
Глава 7. Здоровье и здоровый образ жизни (3 ч.)
с.126
1.Здоровье человека.
1 §21, с.122-125,
2.Здоровый образ жизни как путь к 1
достижению высокого уровня здоровья
и современные методы оздоровления.
3.Факторы риска во внешней среде и их 1
влияние на внутреннюю среду организма
человека и его здоровье.
25
вопросы №1-3 и задания№
15-17.
§22, с.126-130,
с.130
вопросы №1-3 и задание
№18..
§23, с.130-134,
вопросы №1-3.
3.Гигиена
27
жилища
строительства.
и
индивидуального 1
Проверочная работа
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Проверочная работа
Глава 8. Личная гигиена (3 ч.)
с.137
1.Понятие личной гигиены. Гигиена 1 §24, с.135-137,
вопросы
№1-4,
задание
кожи и одежды.
2.Гигиена питания и воды.
Фронтальный опрос
с.134
№19.
26
опрос
Фронтальный опрос
§25, с.138-142,
с.142
вопросы №1-4, задание
№20, сообщение по теме
урока.
Фронтальный опрос
§26, с.143-146,
с.146
вопросы №1-2, задание
№21, сообщение по теме
урока.
Проверочная работа
Глава 9. Физиологические и психологические особенности организма подростка (4 ч.)
28
29
30
1.Физиологическое и психологическое 1
развитие подростка.
2.Роль
взаимоотношений
в 1
формировании
репродуктивной
функции.
3.Виды
конфликтов.
Правила 1
§27, с.147-149,
вопросы №1-3.
с.150
§28, с.150-152,
вопросы №1-4.
с.152
§29, с.153-159,
с.159
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
поведения в конфликтных ситуациях.
31
32
вопросы №1-6 и задания
№22-24.
§30, с.177-181,
с.181
вопросы №1-4.
4.Суицидальное
поведение
в 1
Проверочная работа
подростковом возрасте.
Глава 10. Факторы, разрушающие здоровье человека (4 ч.)
с.186
1.Курение табака и его влияние на 1 §31, с.182-185,
вопросы
№1-4
и
задания
здоровье. Употребление алкоголя.
Фронтальный опрос
№25-26, сообщение по
33
2. Наркомания и токсикомания
34
3.
Заболевания,
половым путём
1
передающиеся 1
теме урока.
§32, с.186-190,
вопросы №1-3,
№27, сообщение
урока.
§33, с.191-195,
вопросы №1-2,
№29, сообщение
урока.
с.190
задание
по теме
Фронтальный опрос
с.195
задание
по теме
Контрольная работа