Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса составлена на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов под общей редакцией В.Н.Латчука (Москва «Дрофа» 2017 г.). УМК: Предполагаемая программа рассчитана на изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 классе в течение 34 часов учебного времени. Минимальное количество часов в неделю 1 час. I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА: Личностные результаты: • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте; • формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни; • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед Родиной; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, Осознанному выбору профессии и построению индивидуальной траектории дальнейшего образования; • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира; • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; • освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах; • развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности; • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде; • формирование основ финансовой грамотности и усвоение правил безопасного поведения в сфере финансовых отношений; • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; • формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления и поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. Метапредметные результаты: • умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности; • умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки; • умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения; • овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основам и самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности; • умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека; • умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях; • освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; • умение работать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; • умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей при решении различных учебных и познавательных задач; • формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности; • формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации. Предметные результаты: • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; • формирование убеждения в необходимости безопасного, здорового и разумного образа жизни; • понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и общества; • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; • понимание необходимости подготовки граждан к военной службе; • формирование установки на здоровый и разумный образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение и нанесение иного вреда здоровью; • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и государства; • знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике; • умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим; • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников; • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; • овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания. II. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА 1. Основы безопасности личности, общества и государства. Современный комплекс проблем безопасности. Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства. Краткое содержание основных правовых актов. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации. Понятие о национальной безопасности и основные направления ее обеспечения. Международный терроризм. Понятие о терроризме. Цели террористических организаций. Типы терроризма и их характеристика. Террористическая и экстремистская деятельность. Наркотизм и национальная безопасность. Понятие о наркотизме, наркомании. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности. Понятие о гражданской обороне. Цели, задачи и структура РСЧС. Режимы функционирования, силы и средства РСЧС. Международное гуманитарное право. Сфера применения и ответственность за нарушение норм. Защита раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, медицинского и духовного персонала. Правовая защита раненых, больных и потерпевших кораблекрушение. Защита военнопленных и гражданского населения. Защита от мошенников. Уголовная ответственность за мошенничество. Безопасное поведение девушек. Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях. Пути выхода из конфликтных ситуаций. Своевременная уплата налогов — долг каждого гражданина России. Источники финансового обеспечения деятельности государства. Защита от финансового мошенничества. Основы безопасности при пользовании услугами банков. Страхование как защита от рисков в финансовой сфере. 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи. Профилактика травм в старшем школьном возрасте. Причины травматизма и пути его предотвращения. Безопасное поведение дома и на улице. Безопасное поведение в школе, на занятиях физкультурой и спортом. Профилактика осложнения ран. Асептика и антисептика. Травмы головы, позвоночника и спины. Экстренная реанимационная помощь. Основные инфекционные заболевания. 3.Основы здорового образа жизни. Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровье человека. Здоровый образ жизни как путь к достижению высокого уровня здоровья и современные методы оздоровления. Факторы риска во внешней среде и их влияние на внутреннюю среду организма человека и его здоровье. Понятие личной гигиены. Гигиена кожи и одежды. Гигиена питания и воды. Гигиена жилища и индивидуального строительства. Физиологическое и психологическое развитие подростков. Особенности физиологического развития в период полового созревания. Роль взаимоотношений в формировании репродуктивной функции. Виды конфликтов. Правила поведения в конфликтных ситуациях. Суицидальное поведение в подростковом возрасте. Понятие о суициде. Курение табака и его влияние на здоровье. Употребление алкоголя. Алкоголь и его влияние на здоровье человека. Наркомания и токсикомания. Понятие о наркомании и токсикомании. III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ. № урока Названия разделов, тем, уроков Кол-во часов §§ урока Формы контроля на уроке Практическо е прохождение программы Основы безопасности личности, общества и государства (14 ч.) Глава 1. Современный комплекс (5 ч.) 1 1.Правовые основы обеспечения 1 §1, с. 6-9, с 9 Фронтальный безопасности личности, общества и вопросы и опрос государства. задания №1-4. 2 2.Угрозы национальной безопасности 1 §2, с. 10-11, с.11 Фронтальный Российской федерации вопросы опрос и задания №1-7. 3.Международный 3 терроризм как угроза 1 §3, с.12-14, с.14 Фронтальный национальной безопасности. вопросы опрос и задания №1-5. 4.Наркотизм 4 и национальная безопасность. 1 §4, с.14-16, с.16 Фронтальный вопросы №1-5. опрос 5.Гражданская 5 оборона как составная часть 1 §5, с. 17-19, с.19 Проверочная национальной безопасности. вопросы №1-6. работа Глава 2. Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) (3 ч.) 6 1.Цели, задачи и структура РСЧС. 1 §6, с. 20-27, с.27 Фронтальный вопросы №1-5. опрос 7 2.Режимы функционирования, силы и 1 §7, с. 28-38, с.38 Фронтальный средства РСЧС. вопросы №1-7 и опрос задание №1. 8 3.Режимы функционирования, силы и 1 §7, с. 28-38, с.38 Проверочная средства РСЧС. вопросы №1-7 и работа задание №1. Глава 3. Международное гуманитарное право (3 ч.) 1. Правила безопасного поведения при 1 §8, с. 37-40, с.40 Фронтальный 9 взрывах и пожарах. вопросы №1-3. опрос 10 2. Защита раненых, больных, 1 §9, с. 40-47, потерпевших кораблекрушение, с.47 вопросы Фронтальный медицинского и духовного персонала. №1-2 и опрос задание №2. 11 3.Защита военнопленных и гражданского 1 §10, с. 48-53, Проверочная населения. с.53 вопроси работа задания №3-4. Глава 4. Безопасное поведение в криминогенных ситуациях ( 3ч.) 12 1.Защита от мошенников. 1 §11, с. 55-60, с.60 вопросы Фронтальный №1-2 и опрос задание №5. 13 2.Безопасное поведение девушек. 1 §12, с. 61-69, Фронтальный с.69 вопросы №1-4 и задание №6. 14 15 16 17 18 19 §13, с. 69-75, 3.Психологичсекие основы 1 с.75 вопросы самозащиты в криминогенных Проверочная №1-3 и ситуациях. Пути выхода из работа задания №7-10. конфликтной ситуации. Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи (7 ч.) Глава 5. Профилактика травм в старшем школьном возрасте (3 ч.) §14, с. 78-89, с.89 вопросы 1.Причины травматизма и пути его Фронтальный опрос №1-6. предотвращения. 2.Безопасное поведение дома и на 1 §15, с. 89-94, с.94 вопросы Фронтальный опрос №1-5. улице. 3.Безоапсное поведение в школе, на 1 §16, с. 94-99, с.99 вопросы Проверочная работа №1-4. занятиях физкультурой и спортом. Глава 6. Основы медицинских знаний (4 ч.) 1.Профилактика осложнений ран. 1 §17, с. 100-103, с.104 Фронтальный опрос вопросы №1-4. Асептика и антисептика. с.107 2.Травмы головы, позвоночника и 1 §18, с.103-107, вопросы №1-5 и Фронтальный опрос спины. 3.Экстренная 20 реанимационная помощь. 1 4.Основные 21 неинфекционные заболевания. 1 22 23 24 задания №11-12. §19, с.108-117, с.118 вопросы №1-6 и задания №13-14. §20, с.117-119, с.120 вопросы №1-7. Основы здорового образа жизни (14 ч.) Глава 7. Здоровье и здоровый образ жизни (3 ч.) с.126 1.Здоровье человека. 1 §21, с.122-125, 2.Здоровый образ жизни как путь к 1 достижению высокого уровня здоровья и современные методы оздоровления. 3.Факторы риска во внешней среде и их 1 влияние на внутреннюю среду организма человека и его здоровье. 25 вопросы №1-3 и задания№ 15-17. §22, с.126-130, с.130 вопросы №1-3 и задание №18.. §23, с.130-134, вопросы №1-3. 3.Гигиена 27 жилища строительства. и индивидуального 1 Проверочная работа Фронтальный опрос Фронтальный опрос Проверочная работа Глава 8. Личная гигиена (3 ч.) с.137 1.Понятие личной гигиены. Гигиена 1 §24, с.135-137, вопросы №1-4, задание кожи и одежды. 2.Гигиена питания и воды. Фронтальный опрос с.134 №19. 26 опрос Фронтальный опрос §25, с.138-142, с.142 вопросы №1-4, задание №20, сообщение по теме урока. Фронтальный опрос §26, с.143-146, с.146 вопросы №1-2, задание №21, сообщение по теме урока. Проверочная работа Глава 9. Физиологические и психологические особенности организма подростка (4 ч.) 28 29 30 1.Физиологическое и психологическое 1 развитие подростка. 2.Роль взаимоотношений в 1 формировании репродуктивной функции. 3.Виды конфликтов. Правила 1 §27, с.147-149, вопросы №1-3. с.150 §28, с.150-152, вопросы №1-4. с.152 §29, с.153-159, с.159 Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос поведения в конфликтных ситуациях. 31 32 вопросы №1-6 и задания №22-24. §30, с.177-181, с.181 вопросы №1-4. 4.Суицидальное поведение в 1 Проверочная работа подростковом возрасте. Глава 10. Факторы, разрушающие здоровье человека (4 ч.) с.186 1.Курение табака и его влияние на 1 §31, с.182-185, вопросы №1-4 и задания здоровье. Употребление алкоголя. Фронтальный опрос №25-26, сообщение по 33 2. Наркомания и токсикомания 34 3. Заболевания, половым путём 1 передающиеся 1 теме урока. §32, с.186-190, вопросы №1-3, №27, сообщение урока. §33, с.191-195, вопросы №1-2, №29, сообщение урока. с.190 задание по теме Фронтальный опрос с.195 задание по теме Контрольная работа