Адаптированная образовательная программа
Описание образовательной программы
Описание
адаптированной основной образовательной программы начального общего образования
Адаптированная основная
образовательная программа начального общего образования (далее – Программа)
муниципального казенного общеобразовательного учреждения города Кизилюрта «МКОУ
Гимназия № 1» (далее – «Гимназия №1») составлена с учетом основных направлений
государственной политики в области образования – обеспечение обязательности,
доступности и качества образования детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Программа предназначена для
поэтапной работы по решению проблем образования и решения задач, направленных
на достижение целей, поставленных педагогическим коллективом.
Данная Программа направлена
на формирование общей культуры обучающихся, ихдуховно-нравственное, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной
реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие
творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и
укрепление здоровья обучающихся.
Программа для обучающихся с
ОВЗ представляет собой нормативно-управленческий документ «Гимназия №1».
Актуальность разработки
этого документа заключается в том, что он призван отразить специфику, основные
направления и результаты, а также стратегию развития школы по обеспечению
социально-образовательного заказа, удовлетворению особых образовательных
потребностей с ограниченными возможностями здоровья.
Школа призвана создавать
условия для выполнения Закона «Об образовании в Российской Федерации», в
соответствии с Конституцией Российской Федерации для обеспечения равных со
всеми прав на получение образования обучающимся с ОВЗ.
Законодательная база,
лежащая в основе представленного документа, позволяет констатировать, что
настоящая Программа определяет цели воспитания и образования с учетом
приоритетов и стратегии государственного образования в государственной политике,
помогает построить концепцию развития, определить задачи перехода к следующей
ступени обучения, а также план действий и поэтапную их реализацию.
Цель реализации АООП НОО
обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР (7.1, 7.2), обеспечивающих
усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной
цели предусматривает решение следующих основных
задач:
• формирование общей
культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и
интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и
укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
• достижение планируемых
результатов освоения АООП НОО, целевых установок, приобретение знаний, умений,
навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с
ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
• становление и развитие
личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и
неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного,
коммуникативного, двигательного, личностного развития;
• создание благоприятных
условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР;
• обеспечение доступности
получения качественного начального общего образования;
• обеспечение
преемственности начального общего и основного общего образования;
• выявление и развитие
возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно
полезной деятельности, проведения спортивно– оздоровительной работы,
организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов,
секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого
взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
• использование в
образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного
типа;
• предоставление
обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
• участие педагогических
работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и
общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
• включение обучающихся в
процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (города).
Общая характеристика
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития
Адаптированная основная
общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ОВЗ
(вариант 7.1., 7.2.) разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ФГОС НОО для
обучающихся с ОВЗ) к структуре адаптированной основной общеобразовательной
программы, условиям ее реализации и результатам освоения.
Вариант 7.1. предполагает,
что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по
итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не
имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4
классы).
АООП НОО представляет собой
адаптированный вариант основной образовательной программы начального общего
образования (далее — ООП НОО).
Требования к структуре АООП
НОО (в том числе соотношению обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений и их объему) и результатам ее освоения
соответствуют федеральному государственному стандарту начального общего образования
(далее — ФГОС НОО). Адаптация программы предполагает введение программы
коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АООП НОО, требований к
результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АООП
НОО. Обязательными условиями реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР является
психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа
учителя начальных классов с педагогами, реализующими программу коррекционной работы,
содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых
образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.
Определение варианта АООП
НОО обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии (ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного
психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
АООП НОО определяет цель,
задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного
процесса на уровне начального общего образования группируется в три основных
раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет
общее назначение, цели, задачи и результаты реализации основной образовательной
программы, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и
учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов
Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и
результатов.
Целевой раздел включает:
• пояснительную записку;
•планируемые результаты
освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего
образования;
•систему оценки достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Содержательный раздел
определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие
программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и
метапредметных результатов, в том числе:
• программу формирования
универсальных учебных действий у обучающихся;
• программы отдельных
учебных предметов, курсов;
• программу
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
• программу формирования
экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни;
• программу коррекционной
работы.
Организационный раздел
определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также
механизмы реализации компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел
включает:
• учебный план начального
общего образования;
• план внеурочной
деятельности;
• календарный учебный
график;
• систему условий
реализации основной образовательной программы в соответствии
с требованиями ФГОС НОО.